Деловая педагогическая игра «КлассРук-Профи» в городском округе Спасск-Дальний
2 ноября 2022 года впервые в нашем городе прошла педагогическая деловая игра для школьных команд по теме: «Внедрение медиативного подхода в работу классного руководителя».Служба медиации - это структура, позволяющая предотвращать и разрешать конфликтымежду участниками образовательного процесса.
Цели и задачи деловой игры ставились очень актуальные:
- Развивать практические навыки проведения переговоров на позициях сотрудничества;
- Выявить лучшие практики решения конфликтных ситуаций;
- Наладить партнерство с экспертами в области воспитания, создать «платформу» для городского медиативного центра.
Организаторы деловой игры: методический Центр воспитания - старший методист Косолапова Т.Л., методист Лескова И.И.; члены городского методического объединения заместителей директоров и педагогов-организаторов по воспитательной работе – Коровицкая Л.А., Вологдина И.В., Югай Я.А., Коноплёва В.Н., Булатова Е.А., Беляева И.В., Тубольцева И.В.Ответственные за медиа-сопровождение деловой игры – представители молодежного пресс-центра «Школьная вселенная» Дарья Макогон и Данил Беспалов.
Перед игрой для поддержки классных руководителей прошел флешмоб роликов «Наш классный – самый классный!». Ученики постарались показать профессионализм, увлечения и личные качества своих педагогов. Фотографии, видео-интервью, сюжеты из дружной жизни класса – результат совместной работы школьных команд, показатель отношения школьников к учителям.
После флешмоба к участникам обратилась Бондаренко Елена Геннадьевна, начальник управления образованием г.о. Спасск-Дальний. Она отметила, что деловая игра – закономерное и последовательное событие в области развития школьной медиации. «Мы живем в непростое время и нам необходимо объединять усилия в сфере воспитания». Елена Геннадьевна отметила ключевую роль классного руководителя в жизни школьного коллектива, его ответственность за воспитание и социализацию подростков. «Школьные команды медиации» нужно учить и развивать, и для этого в городе создаются все условия», подчеркнула Елена Геннадьевна и пожелала всем результативной работы.
Хочется отметить, что на деловой игре не было случайных людей! В состав команд вошли педагоги, которые в 2021 году прошли курсовую подготовку по медиативным практикам, школьники – «Медиаторы-ровесники» (волонтеры) и родители – активные участники школьной жизни.В начале игры произошла запланированная «неожиданность»– родителей собрали в отдельную команду. Итак, в игре приняли участие 9 команд: «Знаю, умею, научу!» (МБОУ СОШ №1, капитан - Коровицкая Л.А.), "Фортуна» (МБОУ СОШ №3, капитан Долгих А.В.), "Гранит" (МБОУ СОШ №5, капитан - Югай Я.А.), "УникУД" (МБОУ СОШ №11, капитан - Пирожок А.В.), "Вектор" (МБОУ СОШ №12, капитан - Хорук Т.А.), "Боги знаний" (МБОУ СОШ №14, капитан - Абрамова Е.А.), "Пятерочка" (МБОУ СОШ №15, капитан - Лебедева А.А.), "Интеллект" - (МБОУ ЦО «Интеллект» Капитан - Калитко Т.В.), "Мыслители" (родители-представители городских школ, капитан - Иванова О.М.).
Командам предстояло решить кейсы – сложные ситуации из школьной жизни, а жюри – дать экспертную оценку работе команд.
Важно отметить состав экспертов: психологи, представители служб и организаций по работе с молодежью, настоящие профессионалы в сфере воспитания:главный эксперт сектора воспитания центра по учебно-методической работе ПК ИРО Свириденко Елена Ивановна; председатель совета ветеранов МО МВД России "Спасский" Иванова Татьяна Петровна; специалист отделения по работе с личным составом МО МВД России "Спасский" Телегина Дарья Александровна; подполковник внутренней службы в отставке, ветеран уголовно-исполнительной системы, педагог-психолог Базева Людмила Петровна, помощник настоятеля храма Вознесения Господня по работе с молодёжью Федун Елена Гавриловна.
Задача перед жюри была непростая: оценить решение конфликтной ситуации с точки зрения права, нравственности, психологии.
В ходе подготовки к деловой игре был проведен онлайн-опрос. Участникам было предложено выбрать эксперта в сфере воспитания и задать вопросы. На некоторые вопросы участники получили ответы перед решением кейсов: «Как построить воспитательную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Как сделать процесс воспитания эффективным?»; «Подросток не хочет учиться и хочет бросить школу…», «Как помочь детям адаптироваться в современном межличностном пространстве, в условиях конфликтной ситуации с педагогами и родителями?», «Как справиться с проблемой зависти и мести во взаимоотношениях между ребятами одного класса», просьбы дать «Практические советы по управлению гневом подростков»… Эксперты отвечали, дополняя друг друга, было интересно слушать мнения с разных позиций. Вопросы актуальные, требуют подготовки и индивидуального подхода: было внесено предложение создать рубрику на сайте педагогов г. Спасск-Дальний и там разместить ответы и источники.
Следующий этап игры - решение кейсов. Заданиякасались школьных конфликтных ситуаций. После «мозгового штурма» команды представили решение кейсов. Импровизация, видео ролики и инсценировки техник медиации – каждая команда старалась показать эффективное решение поставленных задач! Так, команда «Знаю, умею, научу!» представила решение конфликта неуспевающего ученика с учителем физической культуры, используя прием «Круг сообщества». «Круг», в котором собираются все участники конфликтаи говорят о том, как повлиял конфликт на их жизнь, а потом предлагают свои пути выхода из ситуации. Историю конфликтных взаимоотношений отца и сына-подростка изучала команда «Интеллект». Коллеги привлекли к решению конфликта родителей мальчика, психолога и социального педагога. Команда предложила использовать различные диагностики, изучила педагогические и психологические пути решения проблемы. А вот другая задача – у школьника одна тройка и на этом фоне конфликт с преподавателями и родителями. Или такая конфликтная ситуация: родители считают, что педагоги занижают отметки их сыну…
В каждом случае команды предлагали способы решения, применяя педагогический опыт, знания по педагогике и психологии. Эксперты оценили работу каждой команды и пришли к выводам:
1 место: команда "Знаю, умею, научу», МБОУ СОШ №1.
2 место: команда "Интеллект", МБОУ ЦО "Интеллект".
3 место: команда "Боги знаний", МБОУ СОШ №14.
Эксперты прокомментировали результатыработы каждой команды и дали практические советы. Главный эксперт деловой игры Свириденко Елена Ивановна подвела итоги деловойигры и отметила: «Все выходы из ситуаций, которые вы представили – направлены на прекращение эскалации конфликтов и это здорово! В настоящее время идет процесс становления работы школьных команд примирения, вопросов очень много, и мы должны развиваться в этой области. Мы живем в условиях конфликта – мирового, общественного, личностного, причем не каждый конфликт поддается решению, важно это понимать… Помните принципы медиации: медиаторы не вносят предложения! Они создают среду для сотрудничества конфликтующих сторон, помогают найти «точку опоры» для решения спорной ситуации. Важно знать инструменты техники примирения и уметь ими пользоваться! Классно, если у вас в городе появится позитивная практика по решению конфликтных ситуаций». Школьникам-волонтерам Елена Ивановна дала напутствие «Наша жизнь неотделима от конфликтов, это наше естественное состояние. Важно – уметь находить способы выхода из таких ситуаций, выстроить «баланс» внутренних сил так, чтобы остановить конфликт».
Игра закончилась, а работа продолжается. Школьные команды получили домашнее задание: подобрать музыкук гимну «Классных руководителей». Текст гимнасоставилаПодшивайлова ОльгаВитальевна, «Почётный работник общего образования».
Классные руководители и медиаторы продолжат обучение насеминаре по теме "Восстановительный подход вразрешении конфликтов в подростковой среде".Школьники-волонтеры получили предложение пройти курсовую подготовку по инструментам и техникам медиации.
Надеемся, чтополученные в ходе деловой игры знания и умения пригодятсяв работе школьныхкоманд примирения.
Цитаты деловой Игры:
- «один в поле не воин!» - классный руководитель может эффективно решать сложные задачи в сфере воспитания только в содружестве со всеми участниками образовательных отношений;
- все конфликты решить невозможно, главное – знать инструменты, как его остановить;
- первая история успехамедиатора – конфликт остановлен!
- родительский опыт равен возрасту ребенка – «растем и решаем проблемы вместе»;
- учитель и родитель: не поучайте! – будьте рядомс подростком в трудных ситуациях;
- психолог – не всегда медиатор…Психолог- советчик, медиатор – создает среду для разрешения конфликта.
https://docs.google.com/presentation/d/1ert7HWbj5Rpbuz5N8dtx8b2bJDSuNqxyJ3Nl5lR84EU/edit?usp=sharing