11 июля 2024 года Байкало-Амурской магистрали, легендарному БАМу, исполнится 50 лет.
23 апреля 1974 года, на 17-м съезде комсомола, был дан старт строительству. Первыми на всесоюзную комсомольскую стройку поехали 700 комсомольцев-добровольцев, а всего было задействовано более двух миллионов человек самых разных национальностей. Общая протяжённость магистрали – 4300 километров, она пересекает три часовых пояса и шесть регионов России: Иркутскую, Читинскую и Амурскую области, Бурятию, Якутию, Хабаровский край.
Для этой масштабной стройки было создано несколько строительно-монтажных поездов (СМП) – передвижных постоянно действующих строительных организаций, оснащённых машинами и механизмами для выполнения основных работ по строительству железнодорожной линии и сооружений на ней. Две такие организации (СМП-576 и СМП-596) в 1990-х годах прибыли в город Спасск-Дальний, где впоследствии и были ликвидированы. Документы этих СМП поступили на хранение в архивный отдел Администрации городского округа Спасск-Дальний.
* * *
Строительно-монтажный поезд № 576 Управления строительства «Бамстройпуть» был создан 9 января 1975 года (приказ № 11 от 22 декабря 1974 года по Управлению «Бамстройпуть»), как одно из подразделений для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Местом дислокации была выбрана станция Могот Тындинского района Амурской области.
Основная деятельность: строительство промышленных и гражданских сооружений на железнодорожных станциях, возведение искусственных сооружений при строительстве железных дорог.
В феврале 1981 года СМП-576 в полном составе был передислоцирован на станцию Хани Нерюнгринского района Якутской АССР для дальнейшего строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (приказ Минтрансстроя № 69 от 27 января 1981 года).
В ноябре 1992 года, в соответствии с Федеральным Законом «Об акционерных обществах» и приказом Минтрансстроя № 66 от 13 ноября 1992 года, Управление строительства «Бамстройпуть» было переименовано в Акционерное общество «Бамстройпуть».
1 января 1993 года СМП-576 АО «Бамстройпуть» в полном составе был передислоцирован в город Спасск-Дальний Приморского края (приказ № 889 от 18 ноября 1991 года и постановление главы администрации города Спасска-Дальнего № 448 от 7 июня 1993 года).
В январе 1994 года, на основании решения конференции акционерного общества «Бамстройпуть», СМП-576 был упразднён, а весь личный состав передан в СМП-596 АО «Бамстройпуть» с местом дислокации – город Спасск-Дальний (приказ № 69 от 16 марта 1994 года по АО «Бамстройпуть»).
В 2003 году документы по личному составу СМП-576 (приказы, личные карточки работников (формы Т-2), расчётные ведомости по заработной плате – итого ровно 100 дел) за период 1975-1993 гг. были переданы на постоянное хранение в архивный отдел администрации муниципального образования город Спасск-Дальний.
* * *
Строительно-монтажный поезд № 596 Управления строительства «Бамстройпуть» был создан 15 марта 1977 года (приказ № 87 от 15 марта 1977 года по Управлению «Бамстройпуть»), как одно из подразделений для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Местом дислокации была выбрана станция Беркакит Нерюнгринского района Якутской АССР.
1 апреля 1981 года СМП-596, как и СМП-576, в полном составе был передислоцирован на станцию Хани Нерюнгринского района Якутской АССР для дальнейшего строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (приказ Минтрансстроя № 69 от 27 января 1981 года).
1 июня 1994 года СМП-596 АО «Бамстройпуть» в полном составе было передислоцировано в город Спасск-Дальний (приказ № 69 от 16 марта 1994 года).
В Приморском крае СМП-596 АО «Бамстройпуть» занималось реконструкцией и ремонтом верхнего строения пути Лучегорского разреза, Новошахтинского разреза. Павловского разреза, реконструкцией подъездных путей Спасского комбината асбестоцементных изделий, Спасского цементного завода, строительством дороги на Краскино, строительством собственного жилья.
1 января 1995 года СМП-596 АО «Бамстройпуть» было преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью «СМП-596» как юридическое лицо (приказ № 1 от 2 января 1995 года), и зарегистрировано постановлением главы администрации города Спасска-Дальнего № 357 от 24 апреля 1995 года.
В 2003 году документы по личному составу СМП-596 (приказы, личные карточки работников (формы Т-2), расчётные ведомости по заработной плате – итого 119 дел) за период 1977-2001 гг. были переданы на постоянное хранение в архивный отдел администрации муниципального образования г. Спасск-Дальний.
* * *
Строительство Байкало-Амурской магистрали стало эпохальным событием для СССР. Люди отдали много сил, трудились без самоотдачи, чтобы воплотить грандиозный замысел. Внеся свой вклад, они возвращались домой, во все уголки огромной страны. До сих пор из бывших союзных республик в архивный отдел Администрации городского округа Спасск-Дальний поступают запросы о подтверждении стажа работы и заработной платы работников СМП-576 и СМП-596.
Мы поздравляем всех бывших и нынешних работников Байкало-Амурской магистрали с 50-летним юбилеем одной из самых крупных железнодорожных магистралей в мире.