ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ТОС
Создание ТОС начинается с формирования инициативной группы, в составе не менее 5 человек. Членами инициативной группы могут быть граждане, проживающие на территории создаваемого ТОС и достигшие 16-летнего возраста.
Образование инициативной группы оформляется протоколом собрания инициативной группы по созданию ТОС (Приложение № 1) и оформляется лист регистрации участников, присутствующих на собрании инициативной группы граждан (Приложение № 2).
В протоколе обозначена повестка собрания. Как правило, на этом собрании обсуждаются следующие вопросы:
1. Избрание председателя и секретаря собрания инициативной группы (необходимы для оформления протокола и его представления в органы местного самоуправления).
2. Формирование инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС.
3. Подготовка предложений по наименованию ТОС, по границам ТОС, по проекту Устава ТОС, по структуре и составу совета ТОС, по кандидатуре председателя совета ТОС.
4. Организация работы по проведению учредительного собрания граждан по образованию ТОС.
Совет: Оптимальным является то количество членов инициативной группы, которое будет достаточным для работы с другими жителями: им нужно рассказать о ТОС, объяснить, почему вы хотите его создать, пригласить на собрание/или собрать подписи и т.д. Практика показывает, что один человек может эффективно провести работу с 10 – 15 людьми. Поэтому, инициаторам лучше на первом этапе постараться расширить свои ряды, привлекая своих друзей и родственников, если они являются соседями и живут на территории будущего ТОС.
В многоквартирных домах хорошо найти по одному человеку на каждый подъезд, чтобы он/она могли пообщаться по вопросу создания ТОС со своими соседями (так будет больше доверия, если обращается знакомый человек).
Хороший результат достигается тогда, когда у членов инициативной группы уже есть предложения о том, что будет делать создаваемый ТОС. Тогда проще заручиться поддержкой других жителей.
Совет: Определение границ вопрос не простой, его нужно хорошо продумать и взвесить свои силы!
Что важно учесть при подготовке предложений по границам ТОС?
Границы будущего ТОС должны быть таковы, чтобы вы (инициативная группа) смогли реализовывать свои инициативы, ради которых вы и создаете ТОС.
Например, если вы хотите благоустроить территорию своего двора, навести порядок в подъездах, организовать работу с детьми на жил массиве, то, возможно, для вас подойдут границы одного или нескольких близ лежащих домов.
А если вы хотите наладить жизнь на целой улице или в микрорайоне, то границы лучше расширить. Но при расширении границ нужно понимать, что увеличится и организационная работа по созданию ТОС, так как в соответствии с законодательством (федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления») решение о создании ТОС должны принять не менее трети жителей конкретной территории, в возрасте от 16 лет. А это значит, что всем нужно рассказать о ТОС, проинформировать о проведении учредительного собрания (конференции), убедить принять участие в работе.
Вы провели собрание инициативной группы, на котором обсудили свои предложения о границах будущего ТОС. У вас имеется соответствующий протокол. Теперь, чтобы утвердить границы ТОС, необходимо направить в Думу городского округа письменное уведомление о намерении организовать территориальное общественное самоуправление и заявление об установлении границ территории, где предполагается осуществление территориального общественного самоуправления (Приложение № 3).
К заявлению прилагаются:
1) список инициативной группы граждан с указанием даты рождения, места жительства и контактного телефона каждого из ее участников (Приложение № 4);
2) протокол собрания инициативной группы граждан, подтверждающий инициативу организации территориального общественного самоуправления на соответствующей территории, с ведомостью регистрации участников указанного собрания;
3) схематический план, описание границ территории, на которой предполагается организация и осуществление территориального общественного самоуправления;
4) согласие на обработку персональных данных каждого члена инициативной группы (Приложение № 5).
В заявлении должно быть указано лицо из состава инициативной группы граждан, уполномоченное представлять интересы учреждаемого территориального общественного самоуправления в органах местного самоуправления, а также контактные данные (включая контактный телефон и почтовый адрес) уполномоченного лица.
Заявление об установлении границы территории территориального общественного самоуправления, а также приложенные к нему документы, представленные в Думу городского округа инициативной группой, рассматриваются аппаратом Думы городского округа в течение 3-х рабочих дней со дня их регистрации на предмет соответствия требованиям, установленным статьей 4 настоящего Положения и пунктом 6 настоящей статьи.
В случае соответствия документов, установленным настоящим Положениям требованиям, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации в Думе городского округа они направляются в Администрацию городского округа для согласования.
В случае несоответствия документов, требованиям настоящего Положения, они подлежат возврату инициативной группе не позднее 3 рабочих дней со дня окончания проверки.
В случае согласования Администрацией городского округа границ территории, на которой предполагается организация и осуществление территориального общественного самоуправления, Администрация городского округа подготавливает и не позднее 15 календарных дней со дня регистрации документов в Администрации городского округа направляет в Думу городского округа письменное заключение, с приложением описания и графического изображения границ на которой предполагается организация и осуществление территориального общественного самоуправления.
В случае несогласования Администрацией городского округа границ территориального общественного самоуправления, Администрация городского округа, в срок не позднее 15 календарных дней со дня регистрации документов в Администрации городского округа направляет в Думу городского округа письменное заключение с указанием причин, невозможности установления границ территориального общественного самоуправления. В этом случае Дума городского округа не позднее 3-х рабочих дней со дня регистрации письменного заключения о невозможности установления границ территориального общественного самоуправления письменно уведомляет инициативную группу о причинах невозможности установления таких границ, а также возвращает заявление с приложенными к нему документами.
Проект решения об установлении границ территориального общественного самоуправления, в котором указывается описание границ с обязательным указанием подъезда многоквартирного жилого дома, многоквартирного жилого дома, группы жилых домов, жилого микрорайона, иных территорий проживания граждан, в пределах которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, разрабатывается аппаратом Думы городского округа.
Общий срок рассмотрения ходатайства об установлении границ территории, на которой предполагается организация и осуществление территориального общественного самоуправления и принятия по нему решения не должен превышать 30 календарных дней.
Решение Думы городского округа о границах территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, подлежит официальному опубликованию.
В случае, если Думой городского округа принято решение об отказе в установлении представленных границ территории, инициативная группа граждан вправе обратиться в Думу городского округа повторно после внесения соответствующих изменений в границы территории, приведения документов в соответствие с действующим законодательством, устранения иных недочетов и замечаний.
Изменение границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и установление границ территории территориального общественного самоуправления.
Учредительное собрание/конференция граждан проводится в течение 45 календарных дней после вступления в силу решения Думы городского округа Спасск-Дальний об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС.
В зависимости от числа граждан, проживающих на территории ТОС, проводится либо собрание граждан, либо конференция граждан. При численности граждан, проживающих на данной территории, менее 300 человек, проводится собрание граждан, если 300 и более человек – конференция граждан.
Инициативная группа проводит собрание инициативной группы по установлению даты проведения собрания/конференции, установления квоты представительства делегатов на конференцию, повестки дня, границ проживания граждан, на которых должны проводиться собрания по выдвижению делегатов на учредительную конференцию (Приложение № 6).
Необходимо проинформировать граждан, проживающих на территории, где предполагается осуществление ТОС, о дате, месте, времени проведения и о повестке учредительного собрания/конференции не менее чем за 15 дней до начала мероприятия.
Информирование путем размещения объявления в общедоступных местах или путем направления по почте сообщения каждому жителю, достигшему возраста 16 лет, проживающему на территории создаваемого ТОС, или доводится ему под роспись.
А также не менее чем за 10 дней направить в администрацию уведомление о дате, месте, времени проведения и о повестке учредительного собрания/конференции.
Совет: Наиболее эффективным методом является подомовой (поквартирный) обход, так как кроме информирования он позволяет установить личный контакт с людьми, рассказать им о ТОС и убедить в необходимости его создания.
Для организации такой работы нужно разделить всю территорию будущего ТОС на участки (по количеству членов инициативной группы) и закрепить участки за конкретным ее членом. Более комфортным является участие в обходе 2 человек по каждому участку. Один проводит информирование, другой оказывает ему моральную поддержку.
Для обхода нужно выбрать удобное время. Наиболее удобным является выходной день в период с 11 до 13 часов или с 14 до 17 часов. Если приходится использовать будни, то наиболее удобным является период с 19.30 до 21 часа.
Технология результативного подомового (поквартирного) обхода различается в зависимости от того, проводится собрание или конференция.
Если готовится собрание, то при обходе лучше раздать листовку, в которой кроме информирования о времени, месте и повестке собрания, написать также аргументы в пользу создания ТОС. Лучше заранее подготовить небольшую на 3-5 мин. речь, в которой рассказать, что вы просите поддержать вашу инициативу по созданию ТОС, для того, чтобы… (нужно рассказать о своих планах после регистрации ТОС).
Учредительное собрание или конференция граждан считаются правомочными при участии в них не менее 1/3 жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Как собрание, так и конференция проводятся открыто и на них могут присутствовать (не мешая работе) представители органов местного самоуправления, государственных органов, СМИ и другие заинтересованные лица.
До начала собрания/конференции члены инициативной группы проводят регистрацию граждан при наличии документов, удостоверяющих личность гражданина и его место жительства. Указанные данные заносятся в лист регистрации и закрепляются личной подписью гражданина (Приложению 10).
Собрание/конференцию открывает представитель инициативной группы, который оглашает повестку и проводит избрание председателя, секретаря собрания/конференции. После избрания собрание/конференцию ведет председательствующий.
Ход и решения учредительного собрания/конференции граждан оформляются протоколом (Приложение 11) и подписывается председателем и секретарем.
Обязательному рассмотрению на собрании/конференции по учреждению ТОС подлежат вопросы:
1. Об избрании председателя и секретаря учредительного собрания граждан.
2. Об учреждении ТОС;
3. Об установлении структуры органов ТОС;
4. О принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
5. Об избрании органов ТОС;
6. Об основных направлениях деятельности ТОС;
7. Об определении лица, ответственного за регистрацию устава ТОС
8. Иные вопросы деятельности ТОС.
Решения учредительного собрания/конференции принимаются большинством голосов от числа присутствующих.
К протоколу прилагается список учредителей ТОС - участников учредительного собрания (делегатов конференции) граждан.
После проведения учредительного собрания/конференции председатель ТОС в течение месяца подает документы в администрацию для регистрации устава ТОС (Приложение 12).
Предоставляются следующие документы:
- заявление о регистрации устава ТОС на имя главы городского округа, подписанное руководителем избранного на учредительном собрании/конференции исполнительного органа ТОС (Приложение 13);
- копия решения Думы городского округа об установлении границ ТОС;
- протокол собрания инициативной группы граждан;
- список участников собрания инициативной группы;
- список инициативной группы граждан с указанием даты рождения, места жительства;
- согласие на обработку персональных данных каждого члена инициативной группы;
- протокол учредительного собрания/конференции участников ТОС;
- список участников учредительного собрания (делегатов учредительной конференции) ТОС, подписанный председателем и секретарем собрания/конференции;
- протоколы собраний жителей, подтверждающие избрание делегатов конференции (в случае проведения учредительной конференции);
- два экземпляра устава ТОС, принятого учредительным собранием/конференцией участников ТОС. Устав должен быть прошит, пронумерован, не содержать ошибок и исправлений;
- в случае регистрации ТОС как юридического лица, предоставляется четыре экземпляра, из которых один не прошит;
- сведения о членах избранных исполнительного и контрольного органов ТОС, должны быть заверены председателем и секретарем учредительного собрания/конференции ТОС (Приложение № 14).
Администрация рассматривает представленные документы в течение одного месяца со дня их поступления и издает распоряжение о регистрации устава ТОС либо об отказе в регистрации.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС в Администрации.
В регистрации устава ТОС может быть отказано в следующих случаях:
1. устав ТОС противоречит действующему законодательству, нормативным правовым актам органов местного самоуправления и настоящему Положению;
2. не представлен полный перечень документов или они оформлены с нарушением порядка, установленного действующим законодательством и настоящим Положением;
3. установлено, что в представленных на регистрацию документах содержится недостоверная информация.
4. если решение об организации ТОС принято неправомочным составом учредительного собрания/конференции граждан.
Документы могут быть поданы на регистрацию повторно при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Решение об отказе в регистрации устава ТОС направляется заявителю в письменной форме с указанием мотивов отказа в течение 10 дней с момента принятия указанного решения.
В случае принятия решения о регистрации устава ТОС Администрации:
- выдает заявителю свидетельство о регистрации устава ТОС (Приложение 15);
- проставляет отметки о регистрации устава ТОС на титульных листах всех экземпляров устава;
- заносит сведения о регистрации устава ТОС в Реестр уставов ТОС (Приложение 16).
Изменения и дополнения к уставу ТОС подлежат регистрации в том же порядке, что и устав ТОС.
ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном законом. В этом случае оно приобретает права и обязанности юридического лица с момента его государственной регистрации
ТОС уведомляет Администрацию о государственной регистрации в качестве юридического лица в течение пятнадцати дней с момента такой регистрации.
Для регистрации ТОС в Управлении Минюста России по Приморскому краю необходимо представить следующие документы:
- Заявление о государственной регистрации юридического лица по форме №P11001 (форма заявления и пояснения по его заполнению размещены на сайте Управления Минюста России по Приморскому краю: http://to25.minjust.ru)
- Учредительные документы, заверенные подписью председателя ТОС:
▪ Устав ТОС (в 3 экземплярах).
▪ Протокол учредительного собрания/конференции граждан (в 2 экземплярах).
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Обратите внимание на некоторые нюансы при заполнении формы заявления:
1. В заявлении необходимо указать трех учредителей ТОС.
2. Подпись заявителя (председателя ТОС) должна быть нотариально заверена.
Как только вы получили все регистрационные документы, необходимо:
- Сделать печать ТОС.
Совет: Обращаем ваше внимание, что при создании печати нельзя использовать официальную символику. Иначе, в дальнейшем печать признают не действительной. Рекомендуем расположить по окружности печати полное наименование ТОС (НКО), включая присвоенные ИНН и ОГРН, а в центре расположить краткое наименование ТОС. |
2. В течение 30 календарных дней с момента регистрации подать заявление в налоговую на упрощенную систему налогообложения (УСН). Рекомендуем в заявлении выбрать объект налогообложения "доходы-расходы (15%)".
3. Сдать в территориальный орган федеральной службы государственной статистики «Сведения о среднесписочной численности работников» — Форма по КНД 1110018.
Сведения необходимо сдать до 20–го числа месяца, следующего за месяцем регистрации. Так как работников нет, то численность ставите ноль.
- Открыть расчетный счет в банке.
ШАБЛОНЫ ДОКУМЕНТОВ
- Протокол собрания инициативной группы (Приложение 1)
- Лист регистрации участников, присутствующих на собрании инициативной группы граждан (Приложение 2)
- Заявление об установлении границ территории (Приложение 3)
- Список инициативной группы граждан (Приложение 4)
- Согласие на обработку персональных данных (Приложение 5)
- Протокол собрания граждан по выборам делегата учредительной конференции (Приложение 7)
- Список граждан, присутствующих на собрании по выборам делегатов (Приложение 8)
- Список делегатов на учредительную конференцию ТОС (Приложение 9)
- Лист регистрации участников (Приложение 10)
- Протокол учредительного собрания/конференции (Приложение 11)
- Типовой Устав (Приложение 12)
- Заявление о регистрации Устава ТОС (Приложение 13)
- Сведения о членах исполнительного и контрольного органов ТОС (Приложение 14)
- Свидетельство о регистрации устава ТОС (Приложение 15)
- Реестр регистрации уставов ТОС (Приложение 16)
РЕЕСТР ТОС ГОРОДА СПАССК-ДАЛЬНИЙ
№ п/п |
Наименование ТОС |
Правовой акт о границах ТОС |
Свидетельство о регистрации №/дата |
1 |
ТОС «Тандем» |
№ 1 от 18.11.2022 |
|
2 |
ТОС «Нагорная» |
№ 2 от 18.11.2022 |
|
3 |
ТОС «Лотос» |
№ 3 от 22.12.2022 |
|
4 |
ТОС «Ласточка» |
№ 4 от 22.12.2022 |
|
5 |
ТОС «Родной двор» |
№ 5 от 22.12.2022 |
|
6 |
ТОС «Содружество» |
№ 6 от 22.12.2022 |
|
7 |
ТОС «Тракторный» |
№ 7 от 28.12.2022 |
|
8 |
ТОС «СТА-1» |
№ 8 от 29.12.2022 |
|
9 |
ТОС «Суворова» |
№ 9 от 18.01.2024 |
|
10 |
ТОС «Блюхера» городского округа Спасск-Дальний |
№ 10 от 18.01.2024 |
|
11 |
ТОС «Энергия» городского округа Спасск-Дальний |
№ 11 от 18.01.2024 |
|
12 |
ТОС «Робинзон» городского округа Спасск-Дальний |
№ 12 от 18.01.2024 |
|
13 |
ТОС «Родной дворик» городского округа Спасск-Дальний |
№ 13 от 18.01.2024 |
|
14 |
ТОС «Тюльпан» городского округа Спасск-Дальний |
№ 14 от 18.01.2024 |
|
15 |
ТОС «Надежда» городского округа Спасск-Дальний |
№ 15 от 18.01.2024 |
|
16 |
ТОС «Силикатный» городского округа Спасск-Дальний |
№ 16 от 18.01.2024 |
|
17 |
ТОС «Нахимова» городского округа Спасск-Дальний |
№ 17 от 06.02.2024 |
|
18 |
ТОС «Дружба» городского округа Спасск-Дальний |
№ 18 от 18.01.2024 |
|
19 |
ТОС «Солнышко» городского округа Спасск-Дальний |
№ 19 от 18.01.2024 |
|
20 |
ТОС «Маяк» городского округа Спасск-Дальний |
№ 20 от 13.02.2024 |
|
21 |
ТОС «Цементная» городского округа Спасск-Дальний |
№ 21 от 06.02.2024 |
|
22 |
ТОС «Преображение» городского округа Спасск-Дальний |
№ 23 от 23.05.2024 г |
|
23 |
ТОС «Молодёжный-4» городского округа Спасск-Дальний |
Решение Думы городского округа Спасск-Дальний от 31.05.2024 № 30-НПА «Об установлении границ территории для осуществления территориального общественного самоуправления «Молодёжный-4» городского округа Спасск-Дальний» | № 24 от 25.06.2024 г. |
ТОП ВОПРОСОВ О ТОС
ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив, направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории.
Если граждане хотят изменить жизнь вокруг себя, реализовать свои проекты и/или привлечь органы местного самоуправления к реализации своих предложений, они могут действовать разными способами, например, создать некоммерческую организацию или выступить с неформализованной инициативой, но одним из самых действенных способов является создание ТОС.
Почему именно ТОС? Если ваши идеи касаются вашего непосредственного окружения (места проживания), то есть носят локальный характер и для их воплощения в жизнь вам нужно участие и поддержка других людей (ближних и дальних соседей), а также решение конкретных вопросов с органами власти, то наилучшей формой является ТОС, так как:
- это установленная законом форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, поддержка которой осуществляется как органами и должностными лицами местного самоуправления, так и органами и должностными лицами государства. ТОС сами могут инициировать вопросы о формах и объеме такой поддержки, а органы и должностные лица должны будут рассмотреть данные предложения;
- создание ТОС - не менее трети из жителей соответствующей территории (достигших 16 летнего возраста) должны поддержать идею создания ТОС в решении учредительного собрания или конференции. Такая даже пассивная вовлеченность в деятельность ТОС дает основание обращаться к жителям за поддержкой в реализации конкретных инициатив и право выступать от их имени при взаимодействии с органами власти и с другими организациями и гражданами. Органы ТОС представляют не сами себя, а всех жителей конкретной территории – это очень усиливает их влияние и возможность в выстраивании своей деятельности;
- ТОС вправе участвовать в принятии решений, касающихся как вопросов их территории, так и других вопросов по организации жизнедеятельности в населенном пункте, таким образом, они являются активными участниками местного самоуправления, а их обращения и предложения обязательны для рассмотрения органами и должностными лицами местного самоуправления;
- деятельность ТОС ограничивается только территориально (границами деятельности ТОС), но может быть очень разнообразной по решаемым вопросам, так как инициативы ТОС реализуются по "вопросам местного значения", т.е. совпадают с содержанием деятельности органов местного самоуправления.
К вопросам местного значения, которые наиболее часто становятся предметом деятельности ТОС, относятся:
- обустройство и благоустройство места проживания - создание детских и спортивных площадок, организация мест отдыха, озеленение территории;
- создание и содержание инфраструктуры - ремонт дорог, организация водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов;
- сохранение культурно-исторического наследия своей территории - создание и реконструкция памятников и мемориальных комплексов, организация и проведение культурных мероприятий, соревнований, организация музейной деятельности;
- охрана окружающей среды - ликвидация несанкционированных свалок, строительство накопителей твердых бытовых отходов (ТБО), организация раздельного сбора мусора.
Кроме того, ТОС активно занимаются работой с детьми (организация дворовых команд, подростковые клубы и пр.), а также помощью нуждающимся (пожилым и одиноким людям, инвалидам, одиноким матерям и т.д.).
Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица, и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.
- ТОС без образования юридического лица:
Регистрации подлежит только Устав ТОСа в администрации городского округа или поселения.
Расчетного счета нет.
Могут получать средства на реализацию проектов из бюджета муниципальных образований.
2. ТОС в качестве юридического лица:
Подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (НКО).
Наличие расчетного счета в банке.
Возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами.
Могут получать средства на реализацию проектов из муниципального, краевого и федерального бюджетов.
ТОС может быть сформирован и осуществлять свою деятельность на любой части территории поселения: от подъезда многоквартирного жилого дома до всего населенного пункта, не являющегося поселением. Границы для определения территории ТОС устанавливаются представительным органом муниципального образования по предложению населения (инициативной группы по созданию ТОС), проживающего на данной территории.
Границы ТОС устанавливаются при соблюдении следующих условий:
- границы ТОС не могут выходить за границы территории поселения, городского округа;
- в границах территории ТОС не может быть создано два и более ТОС;
- территория, сформированная для деятельности ТОС, не может разрываться (состоять из нескольких частей - неразрывность территории).
Изменение границ территории ТОС может осуществляться в результате:
- изменения состава территории, на которой осуществляется ТОС;
- объединения двух и более ТОС;
- разделения ТОС.
Вопрос об объединении двух и более ТОС, граничащих между собой, решается отдельно на собрании, конференции граждан, каждого из объединяющихся ТОС, по инициативе группы граждан, численностью не менее трех человек, проживающих на соответствующей территории. На этих собраниях, конференциях принимается предложение населения по границам вновь создаваемого ТОС.
Вопрос о разделении ТОС решается также на собрании, конференции граждан отделяемой территории. На этом собрании, конференции принимается предложение населения по границам территорий, вновь образуемых ТОС.
Собрание или конференция является высшим органом ТОС. Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но как правило не реже одного раза в год. Если численность жителей, достигших 16-летнего возраста, проживающих на данной территории, не превышает 300 человек, то можно проводить собрание граждан, участие в котором должно принять не менее 100 человек (одна треть). Если численность более 300 человек, то лучше проводить конференцию граждан – собрание делегатов.
Выборы делегатов конференции проходят по месту их жительства на собрании жителей или через заочное голосование (сбор подписей). Норму представительства (от кого числа жителей избирается делегат) на конференцию определяют органы ТОС, исходя из организационной и технической возможности проведения собрания, например, 1 делегат от 10 жителей, что достаточно легко организовать, обратившись к ближайшим соседям. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимает участие не менее трети от числа жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие делегаты, представляющие не менее трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Представители органов местного самоуправления поселения вправе принимать участие в работе собрания, конференции с правом совещательного голоса.
Собрания и конференции решают основные вопросы в деятельности ТОС:
- установление структуры и выборы органов ТОС;
- принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
- определение основных направлений деятельности органов ТОС;
- утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Органы местного самоуправления городского округа, поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.
Органы местного самоуправления способствуют становлению и развитию ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь.
ТОС могут заключать договоры с органами местного самоуправления по участию в решении вопросов местного значения и/или исполнения отдельных полномочий органов местного самоуправления.
Представители ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления, а представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в собраниях и конференциях ТОС.
Органы ТОС могут направлять должностным лицам и органам местного самоуправления свои предложения (включая правотворческие), а также иные обращения, которые обязательны для рассмотрения советующих органов, вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Финансовые ресурсы ТОС, зарегистрированного в качестве юридического лица, могут состоять из собственных и привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления.
Источниками финансирования деятельности ТОС являются:
- средства жителей территории, добровольно направляемые ими на деятельность ТОС;
- иные частные пожертвования;
- доходы от осуществления хозяйственной деятельности;
- гранты, получаемые по результатам участия в конкурсах, проводимых государством или благотворительными организациями;
- средства из местного бюджета по программе поддержки ТОС (если такая программа принята на местном уровне).
ТОС может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Это право регламентируется ФЗ-№7 "О некоммерческих организациях".
ТОС, зарегистрированный в качестве юридического лица, имеет право:
- самостоятельно использовать имеющиеся в его распоряжении средства;
- кооперировать на добровольной основе средства физических и юридических лиц для финансирования целевых программ;
- организовывать экономическую деятельность, направленную на достижение уставных целей и удовлетворение социально-экономических потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории;
- пользоваться имуществом, переданным органам ТОС органами местного самоуправления поселения, городского округа.
В собственности ТОС, прошедшего государственную регистрацию в качестве юридического лица, могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, а также построенные на эти средства сооружения – детские дворовые, спортивные площадки, жилые и нежилые помещения, транспорт, оборудование и инвентарь, другое имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, в том числе переданные органами местного самоуправления поселения на основе правового акта, необходимые для материального обеспечения деятельности ТОС.
- Без создания юридического лица.
В этом случае регистрация ТОС проводится только в органах местного самоуправления. Для реализации ваших инициатив могут использоваться только собственные ресурсы (средства самих жителей), а также средства на поддержку ТОС, если они предусмотрены в бюджете вашего муниципального образования).
Если вы выбрали этот вариант создания ТОС, то данная пошаговая инструкция вам пригодится в первой своей части (шаги 1-5).
- Создание ТОС с регистрацией в качестве юридического лица. Регистрация ТОС как юридическое лицо в форме НКО (некоммерческая организация).
Вопрос: Почему ТОС лучше регистрировать в качестве юридического лица? Ответ: Потому что ТОС - юридические лица могут предлагать свои проекты и получать ресурсы для их реализации через участие в грантовых конкурсах различных организаций. Кроме того, юридические лица могут вести хозяйственную деятельность, заключать договоры, как с органами местного самоуправления, так и с другими юридическими лицами (коммерческими и некоммерческими) или гражданами. Наличие статуса юридического лица и счета в банке позволяет ТОС активнее привлекать финансирование для реализации своих проектов. |