A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
VI КОНГРЕСС НАРОДОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА: «Актуальные вопросы социальной адаптации мигрантов в контексте развития трудовых ресурсов Приморского края» 

Парламентский зал Законодательного Собрания Приморского края, 
г. Владивосток, ул. Светланская, 22
01 ноября 2018 года

РЕКОМЕНДАЦИИ дискуссионной площадки «Актуальные вопросы социальной адаптации мигрантов в контексте развития трудовых ресурсов Приморского края»

Участники Дискуссионной площадки констатируют, что в сложившейся демографической ситуации в Приморском крае совместная деятельность НКО, бизнес - структур и органов власти по формированию рынка труда, способного удовлетворить потребности экономики опережающего развития должна следовать следующим принципам:  
во-первых, обеспечить максимальное использование местных трудовых ресурсов за счет, повышения уровня их капитализации, развития системы профессионального образования с использованием потенциала бизнеса и органов власти для подготовки, востребованных экономикой края специалистов, с последующим трудоустройством выпускников на предприятиях – заказчиках;
во-вторых, в условиях дефицита трудовых ресурсов, использовать потенциал внешней трудовой миграции, преимущественно для ускоренного наращивания инфраструктурного комплекса территории в интересах развивающегося бизнеса, роста уровня жизни коренных жителей, обеспечивая миграционную привлекательность Приморья и рост его социально-активного населения.
В ходе обсуждения участники дискуссии отметили положительные тенденции в использовании местных трудовых ресурсов и активную роль среднего профессионального образования. Формирование структуры подготовки кадров здесь ведется в соответствии с потребностями рынка труда на основе прогноза и баланса трудовых ресурсов. Вводится в практику развитие системы ранней профессиональной ориентации, осуществление тесного взаимодействия с работодателями, развитие современной инфраструктуры подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Как результат - рост количества обучающихся по всем формам обучения по программам среднего профессионального образования в 2018 году составил 22 733 человека (в 2017 году – 22 320 человек). Занятость выпускников при этом достигла 92 %.
Вместе с тем, участники дискуссии отметили, проблемы с привлечением специалистов из стран Северо-Восточной Азии (КНДР, КНР), неэффективное использование реального источника восполнения недостающего трудового потенциала - трудовых мигрантов из стран Центральной Азии до 80,0% которых – граждане Республики Узбекистан. 
Так, из 78 736 граждан Узбекистана, въехавших в Приморский край в 2017 году 63 776 (81%) въехало в РФ с целью осуществления трудовой деятельности. Патенты на осуществление трудовой деятельности получили только 12 940 человек. (20,3%), из которых 10 340 (80 %) для работы у физических лиц. То есть предприниматели не получили практически ничего. За пределами правового поля осталось более 40,0 тыс. чел. В бюджет края от уплаты НДФЛ за выдачу патентов поступило всего 423 млн. рублей, тогда, как эта сумма должна быть гораздо больше (до 2,0 млрд. руб.). Значительные средства не поступают в социальные фонды (пенсионный, соцстрах, ОМС). Аналогичная ситуация складывается и в 2018 году. Вне правового поля только за 5 мес. текущего года осталось 29 900 граждан Узбекистана. 
Участники дискуссии сошлись во мнении, что обеспечить эффективное использования иностранной рабочей силы для развития экономики Приморского края, защиты интересов коренного населения края в условиях стихийного въезда мигрантов и безадресной выдачи им патентов крайне затруднительно. 
Выход из сложившейся ситуации видится во внедрении механизма организованного набора специалистов, который позволит обеспечить управляемость внешним рынком труда, снизить незаконную миграцию, создаст положительный иммиграционный имидж края для квалифицированных, социально-активных мигрантов, увеличит поступления в бюджет края за счет роста налоговых выплат, и тем самым позволит повысить уровень капитализации собственного трудового потенциала.
Участники дискуссии отметили деятельность команды исполнителей проекта Президентского гранта на тему «Центр комплексной поддержки мигрантов» (ЦКПМ), возглавляемой Фондом правовой поддержки миграционных процессов (ФППМП). Проект предусматривает введение в Приморском крае системы организованного набора мигрантов по заявкам работодателей. 
Ключевой составляющей проекта является Соглашение о сотрудничестве с Агентством по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Узбекистана об организованном наборе специалистов для временной трудовой деятельности в Приморском крае.
 Соглашение предусматривает комплекс мероприятий, включая организованный набор специалистов по заявкам работодателей в Узбекистане и определение конкретных сроков их въезда в Россию для оформления соответствующего пакета документов на получение патентов. 
Реализация Соглашения позволит разрешить проблемы, связанные со стихийным въездом граждан из Узбекистана на территорию края, в том числе:
• упорядочить трудовую деятельность трудовых мигрантов, привлекая их в количестве, соответствующем спросу рынка труда (излишние трудовые мигранты обесценивают рынок труда);
• прекратить безадресное приобретение ими патентов и «теневую» занятость, увеличить поступления в бюджет. 
Все это направлено на создание условий для «социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, ориентированных на полноценное гражданское, политическое и социальное участие в жизни нашей страны». 
Вместе с тем, участники дискуссии отметили, что внедрению в практику системы организованного набора специалистов, согласно проекту Президентского гранта, мешает ведомственная разобщенность, когда управление процессами трудовой миграции осуществляется несколькими ведомствами, ряд из которых по функционалу, имеют к формированию трудовых ресурсов опосредованное отношение. Это приводит к тому, что действия органов исполнительной власти принимаются без учета интересов социально ориентированного бизнеса и позитивного опыта других субъектов ДВФО. 
Не в полной мере использованы права по регулированию трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Приморский край в порядке, не требующем получения визы, на основании патента, предоставленные субъекту РФ Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В их числе, право приостанавливать на определенный период выдачу патентов на территории Приморского края, а право определения уполномоченной Приморским краем организации по участию в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче, иностранным гражданам патентов… отдано на усмотрение УМВД.

Соглашаясь с приведенными аргументами, участники дискуссии, в процессе обсуждения определились в следующем:
1) Признать, что даже при наращивании потенциала трудовых ресурсов, как внутренних, так и за счет привлечения внешних, при отсутствии налаженной системы управления рынком труда не может решить поставленные задачи по опережающему развитию экономики края. 
2) Признать приоритетными следующие направления формирования трудового потенциала для решения задач опережающего социально-экономического развития Приморского края:
a) максимальное использование местного трудового потенциала за счет активной реализации программ подготовки и переподготовки специалистов рабочих профессий в системе профессионально-технического образования для постепенного замещения создаваемых рабочих мест людьми, которые проживают в Приморье;
b) совершенствование механизмов исполнения региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, направленное на со-финансирование затрат работодателей, способствующих привлечению на рынок труда ДВФО востребованных квалифицированных специалистов;
c) внедрение механизма организованного привлечения (набора) в край востребованных специалистов по заявкам работодателей. Это обеспечит ускоренное наращивание инфраструктурного комплекса территории и будет способствовать росту населения как за счет естественного прироста (стимулирования рождаемости, роста продолжительности жизни), так и за счет миграционного прироста, важнейшим источником которого являются соотечественники, проживающие за рубежом, а также иностранцы, стремящиеся получить российское гражданство, обладающие необходимыми компетенциями.
Участники Дискуссионной площадки предлагают Рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования регионального рынка труда, отвечающего потребностям экономики края: 

1. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
1.1. Инициировать объединение усилий академических, отраслевых, вузовских коллективов, общественных и переселенческих организаций, для критического переосмысливания предыдущего опыта и актуализировать принятые за последнее время Концепцию демографической политики для Дальнего Востока до 2025 года, и Концепцию государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы в качестве раздела Национальной Программы развития Дальнего Востока до 2025 года с перспективой до 2035 года, назвав его «Собирание российского народа на Дальнем Востоке».  
1.2. Ходатайствовать перед Правительством РФ о формировании Целевой Федеральной программы на 2018-2030 гг. ускоренного строительства жилья в районах Дальнего Востока как основы социальной стабильности в регионе и обеспечения им привлекаемых трудовых ресурсов.

2. Губернатору Приморского края:
2.1. Рассмотреть предложение участников Дискуссионной площадки о наделении Департамента труда и социального развития Приморского края правами координирующего органа по регулированию рынка труда, включая внешнюю трудовую миграцию. 
2.2. В соответствии со Статьей 13. Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" учредить уполномоченную в Приморским крае организацию, для осуществления на основании соглашения с МВД России полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществлению приема заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказания содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании.  
2.3. С учетом опыта других субъектов РФ, определить уполномоченную в Приморском крае организацию путем проведения конкурсного отбора среди профильных структур, имеющих опыт работы в сфере миграции, созданных, зарегистрированных и фактически находящихся на территории Приморского края.

3. Департаменту труда и социального развития Приморского края совместно с Приморской краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:
3.1. Способствовать внедрению в действие механизма организованного привлечения (набора) в Приморский край требуемых отраслям экономики специалистов по заявкам работодателей для обеспечение ускоренного наращивания инфраструктурного потенциала территории необходимого для абсолютного роста населения как за счет естественного прироста (стимулирования рождаемости, роста продолжительности жизни, так и за счет миграционного прироста, важнейшей составляющей которого является ориентация на соотечественников, проживающих за рубежом, а также иностранцев, желающих получить здесь гражданство, и обладающих определенными компетенциями в области сформулированных приоритетов).
3.2. В целях повышения эффективности привлечения работодателями квалифицированных кадров для замещения вакантных должностей, продолжить практику:
1) проведения совместных информационных мероприятий, посвященных вопросам кадрового обеспечения работодателей, ориентированных не только на текущие и перспективные потребности экономики края, но и с учетом устойчивых демографических и миграционных тенденций;
2) создания групп мониторинга и анализа, охватывающих местные предприятия, профессиональные учебные заведения, школьников 8-11 классов, с целью координации потоков востребованности в трудовых ресурсах на конкретной территории, предусмотрев обязательное информационное обеспечение по итогам аналитической работы всех исследуемых категорий (специальные бюллетени, страницы на электронных сайтах, встречи со школьными и студенческими аудиториями);
3.3. В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ввести в практику работы подготовку представлений Администрации Приморского края МВД России приостанавливать на определенный период выдачу патентов на территории Приморского края на основании мотивированного предложения, сформированного в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Приморского края на соответствующий период с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации, оформленного в виде решения.

4. Приморской краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:
4.1. Рассмотреть вопрос «О выработке согласованных подходов к введению в действие механизма организованного привлечения (набора) в край необходимых отраслям экономики специалистов по заявкам работодателей, для создания и замещения новых рабочих мест и в последующем для привлечения в экономику края недостающих квалифицированных специалистов и активизации работы частных агентств занятости как ведущей части механизма организованного набора трудовых ресурсов в Приморский край»

5. Департаменту образования и науки Приморского края:
5.1. Продолжить практику работы по определению перспективных направлений региональной политики в сфере подготовки кадров, а также:
- выстраивание практико-ориентированных моделей подготовки кадров в сфере среднего профессионального и высшего образования;
- содействие расширению обучения кадров по целевым контрактам (прогноз, заказ, практика, трудоустройство).

6. Общественной палате Приморского края, Общественным экспертным Советам Приморского края, общественным палатам (советам) муниципальных образований Приморского края:
6.1. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" установить в предусмотренных законом формах и инструментах Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений в пределах своих полномочий, в отношении формирования рынка труда Приморского края, исполнения Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" и Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации.

 Дискуссионная площадка «Актуальные вопросы социальной адаптации мигрантов в контексте развития трудовых ресурсов Приморского края» организована и проведена на VI Конгрессе народов Приморского края в рамках реализации проекта Фонда правовой поддержки миграционных процессов, получившего поддержку в форме Президентского гранта по развитию гражданского общества по направлению «Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия». 
В работе Дискуссионной площадки 01.11.2018 г. приняли участие предприниматели различных отраслей Приморского края, члены ПРО ООО «Деловая Россия», «Опора России», Союза «Приморская торгово-промышленная палата», представители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Приморского края, Законодательного Собрания Приморского края, органов местного самоуправления, научных кругов и НКО - всего 39 человек, выступили 18 человек. 

Оргкомитет Дискуссионной площадки
© 2024. АГО Спасск-Дальний
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Соглашение на обработку данных и использование Cookie
Согласен