A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Листая страницы истории

ИСТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА СПАССКА-ДАЛЬНЕГО В ДОКУМЕНТАХ АРХИВНОГО ОТДЕЛА
В прошлом году архивным отделом Администрации городского округа Спасск-Дальний был подготовлен цикл статей, посвящённых истории предприятий лёгкой промышленности, а также организаций, предоставлявших населению различные услуги. В преддверии очередного Дня города предлагаем читателям историю ещё нескольких предприятий и организаций, действовавших на территории Спасска-Дальнего.

РЕДАКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «МАЯК»
1 октября 1930 года вышел в свет первый номер газеты «Приханкайская правда» органа Спасского районного комитета ВКП(б), райисполкома и райпрофбюро (позже – Спасского городского Совета). Тираж на тот момент составлял 2500 экземпляров. Ответственным редактором был Ф.Д. Хохлов. Газета выходила 2 раза в пятидневку.
1 мая 1962 года редакция газеты «Приханкайская правда», выпустив № 5035, сообщила, что с 5 мая подписчики будут получать межрайонную газету «Маяк коммунизма». В соответствии с Решением Крайисполкома и приказом Крайполиграфиздата, редакция газеты «Приханкайская правда» в конце апреля 1962 года была ликвидирована, а с 1 мая стала выходить газета «Маяк коммунизма».
За 50 лет тираж газеты вырос в 5,6 раза. С названием «Маяк коммунизма» она выходила до 29 сентября 1990 года, когда была переименована в «Маяк».
Газета широко освещала материалы по истории, географии, культуре, экономике и экологии, а также социально-бытовые вопросы города и района в годы пятилеток СССР. Общий тираж доходил до 20 тысяч экземпляров. Выходила 3 раза в неделю. До середины 2003 года печаталась в Спасской типографии, затем в городе Арсеньеве.
9 января 2007 года учредителями было принято решение о ликвидации газеты «Маяк». Основанием послужило прекращение финансирования газеты Администрацией Приморского края, Администрацией городского округа Спасск-Дальний и Администрацией Спасского муниципального района.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы редакции: по основной деятельности за 1962-1982 годы, по личному составу за 1930-2007 годы, а также коллекция фотографий за 1986-2004 годы.
Подшивки газет за 1930-2006 годы были переданы в архивный отдел Администрации Спасского муниципального района.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»
Городской отдел коммунального хозяйства был образован в 1935 году.
В июне 1965 года, на основании Решения краевого исполкома и приказа краевого управления коммунального хозяйства, он был переименован в Спасский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства.
На основании Решения Приморского Крайисполкома «О частичной реорганизации в системе управления коммунального хозяйства местных Советов», в феврале 1981 года было создано Управление коммунального хозяйства Спасского горисполкома.
В непосредственном подчинении Управления коммунального хозяйства находился Спасский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства, который по всем вопросам хозяйственно-финансовой деятельности отчитывался перед Управлением коммунального хозяйства, являвшимся вышестоящей организацией.
На основании приказа по Приморскому территориальному предприятию жилищно-коммунального отдела города Владивостока от 2 января 1989 года, Спасский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства был переименован в Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства Спасского горисполкома.
Постановлением Главы администрации города Спасска-Дальнего от 30 января 1992 года было зарегистрировано Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства (ММПКХ).
С 1 июля 2003 года, на основании Федерального Закона № 161, прошло очередное переименование – в Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» (МУП «ММПКХ»).
Предприятие предоставляло следующие услуги:
- содержание и ремонт улиц города (в летнее время – текущий ремонт дорог, в зимнее – очистка улиц от снега и подсыпка противогололёдными материалами);
- ремонт и обслуживание ливневых и питьевых колодцев;
- вывоз и утилизация мусора, в т.ч. контейнерная уборка;
- озеленение города и снос аварийных деревьев;
- содержание городской бани;
- ритуальные услуги, в т.ч. содержание городских кладбищ.
В связи с тяжёлым финансово-экономическим положением, большой задолженностью перед бюджетом и по заработной плате из-за отсутствия средств финансирования, с января 2005 года работа предприятия была приостановлена.
На основании Постановления Главы муниципального образования город Спасск-Дальний и Решения Комитета по управлению муниципальным имуществом, в марте 2005 года Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» было ликвидировано.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28 апреля 2005 года была введена процедура наблюдения, а 2 ноября того же года предприятие было признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия: по основной деятельности за 1951-2004 годы и по личному составу за 1948-2005 годы.

«СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЙ ПОЕЗД № 576 АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «БАМСТРОЙПУТЬ»
Строительно-монтажный поезд № 576 (СМП-576) был создан 9 января 1975 года как одно из подразделений Управления строительства «Бамстройпуть» для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Место дислокации – станция Могот Тындинского района Амурской области.
Основная деятельность предприятия: строительство промышленных и гражданских сооружений на железнодорожных станциях, возведение искусственных сооружений при строительстве железных дорог.
В феврале 1981 года СМП-576 в полном составе был передислоцирован на станцию Хани Нерюнгринского района Якутской АССР для дальнейшего строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
1 ноября 1992 года, в соответствии с Федеральным Законом «Об акционерных обществах» и приказом Минтрансстроя, Управление строительства «Бамстройпуть» было переименовано в Акционерное общество «Бамстройпуть».
1 января 1993 года СМП-576 АО «Бамстройпуть» в полном составе был передислоцирован в город Спасск-Дальний.
В январе 1994 года, на основании Решения конференции Акционерного Общества «Бамстройпуть», СМП-576 был упразднен, и весь личный состав передан в СМП-596, тоже дислоцировавшийся в городе Спасске-Дальнем.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия по личному составу за 1975-1993 годы.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМП-596»
Строительно-монтажный поезд № 596 был создан 15 марта 1977 года как одно из подразделений Управления строительства «Бамстройпуть» для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Место дислокации – станция Беркакит Нерюнгринского района Якутской АССР.
В апреле 1981 года СМП-596 в полном составе был передислоцирован на станцию Хани Нерюнгринского района Якутской АССР для дальнейшего строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В июне 1994 года СМП-596 АО «Бамстройпуть» в полном составе был передислоцирован в город Спасск-Дальний.
В январе 1995 года СМП-596 АО «Бамстройпуть» был преобразован в Общество с ограниченной ответственностью «СМП-596».
Основная деятельность предприятия в Приморском крае: реконструкция и ремонт верхнего строения пути Лучегорского разреза, Новошахтинского разреза. Павловского разреза, реконструкция подъездных путей СКАЦИ, Спасского цементного завода, строительство дороги на Краскино, строительство собственного жилья.
В 1999 году у ООО «СМП-596» образовалась задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
По определению 24 октября 2001 года арбитражный суд применил к должнику процедуру наблюдения и назначил временного управляющего.
По решению арбитражного суда от 13 марта 2002 года ООО «СМП-596» было признано банкротом.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия по личному составу за 1977-1999 годы.

СПАССКИЙ АВТОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД
Спасский авторемонтный завод начал свою деятельность в 1960 году на базе стационарной авторемонтной мастерской автотранспортного Управления Дальневосточного округа войсковой части 21465, которая находилась на территории города Спасска-Дальнего и просуществовала с 1942 по 1960 годы. Документы, отложившиеся в процессе деятельности мастерской за эти годы, были переданы в архив Министерства обороны СССР.
В сентябре 1960 года приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР стационарная авторемонтная мастерская была переименована в Спасские авторемонтные мастерские.
В декабре 1968 года приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР Спасские авторемонтные мастерские были переименованы в Спасский авторемонтный завод «Дальтрансуправления».
В приказах по личному составу есть сведения, что с 4 октября 1970 года Спасский авторемонтный завод стал Спасским филиалом № 1 Уссурийского авторемонтного завода. Самого приказа о переименовании в документах нет.
В марте 1990 года приказом Уссурийского производственного объединения Дальавторемонта Спасский филиал № 1 Уссурийского авторемонтного завода был ликвидирован и создан самостоятельный Спасский авторемонтный завод.
2 февраля 1996 года Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете по управлению государственным имуществом Спасский авторемонтный завод был объявлен ликвидированным.
На протяжении всей своей деятельности Спасский авторемонтный завод производил капитальный ремонт двигателей, агрегатов и узлов, изготовлением и реставрацией запасных частей, нормалей, а также занимался ремонтно-строительными работами, изготовлял товары народного потребления, оказывал транспортные услуги.
В состав предприятия входили: заводоуправление, магазин «Ремонтник», охрана, котельная, моторный, токарный цеха, цех по изготовлению товаров народного потребления, столярный цех, склады и гараж.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия по личному составу за 1960-1996 годы.

ПРИМОРСКИЙ АВТОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД
15 мая 1946 года в системе треста «Приморсклес» на месте автобазы были созданы центральные ремонтно-механические мастерские (ЦРММ) для укрепления и концентрация службы по ремонту техники для лесозаготовительных предприятий Приморского края.
В наследство от автобазы остались несколько ветхих деревянных построек, около десяти единиц оборудования – весь состав основных производственных фондов определялся суммой в 90 тысяч рублей. Численность производственно-промышленного персонала составляла на январь 1947 года 67 человек.
Мастерские осуществляли ремонт автомобилей, тракторов, прицепов и других механизмов, находящихся на вооружении лесозаготовителей. По мере оснащения лесозаготовительной промышленности более производительным оборудованием, усложнялась и номенклатура.
В 1955-1957 годы производилась модернизация газогенераторных тракторов в дизельные, началось освоение ремонта грузовиков ЗИС-150, электро- и бензопил. Одновременно производилось и расширение производства.
В 1952 году был введён в эксплуатацию механосборочный корпус площадью 2 тысячи квадратных метров, пополнен парк металлообрабатывающего и кузнечно-прессового оборудования. Через 10 лет со дня основания, в 1956 году, выпуск товарной продукции возрос в 8 раз и составил 654 тысячи рублей, численность персонала увеличилась в 3,2 раза. В этот период осуществлялся ремонт 200 автомобилей, 170 тракторов, свыше 250 товарных двигателей. Кроме того, производился ремонт крановых установок, передвижных электростанций, было освоено чугунно-литейное производство.
В 1956 году был освоен ремонт автомобилей МАЗ-200 с дизельным двигателем, а в 1958 году – лесовозов МАЗ-501. В этот период был введён ряд производственных зданий: в 1957 году – котельная, в 1958 году – электроцех. Подготавливалась техническая документация для строительства нового механосборочного цеха площадью 3 тысячи квадратных метров, ввод которого был осуществлен в 1964 году.
В марте 1967 года ремонтно-механические мастерские были переименованы в Спасский авторемонтный завод. В 1968 году, одновременно с переходом завода на новую систему планирования и экономического стимулирования, было начато освоение ремонта автомобилей семейства МАЗ-500.
В своей работе по ремонту дизельных автомобилей завод охватывал Приморский и Хабаровский края, а также Амурскую область.
В мае 1969 года Спасский авторемонтный завод был переименован в Приморский авторемонтный завод.
В 1973 году была завершена реконструкция, которая предусматривала увеличение мощности завода по ремонту автомобилей. При этом были введены в эксплуатацию производственный корпус с блоком бытовых помещений, котельная на три котла, железнодорожный тупик с погрузочной рампой. С 1972 года завод специализировался на ремонте импортной техники – лесовоза КНВФ-12Т и его агрегатов.
В 1976 году завод достиг годового объема по выпуску товарной продукции 4,4 миллиона рублей, численность промышленно-производственного персонала достигла 456 человек. Также был освоен капитальный ремонт козловых и башенных кранов.
В ноябре 1992 года Приморский авторемонтный завод был перерегистрирован в акционерное общество открытого типа, а с июля 1996 года – в открытое акционерное общество.
На основании Решения Арбитражного суда Приморского края от 17 мая 2001 года, ОАО «Приморский авторемонтный завод» был признан несостоятельным (банкротом).
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия: по основной деятельности за 1984-2002 годы и по личному составу за 1946-2003 годы.

Ведущий специалист 3 разряда
архивного отдела Е.С. Кусков
© 2024. АГО Спасск-Дальний
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Соглашение на обработку данных и использование Cookie
Согласен