A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Детский омбудсмен Приморья: Причиной буллинга всегда становится молчаливое согласие окружающих

1 июня Приморье, как и весь мир, отмечает Международный день защиты детей. Накануне уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова ответила на вопросы о современных детях и волнующих их проблемах, сообщает http://www.primorsky.ru.

– Ольга Владимировна, в этот день хотелось бы поговорить с вами о детях, их вопросах ко взрослым. Но для начала скажите, какой он – ребенок 2021 года? Что отличает его от детей 10, 20, 30 лет назад?

– Если проводить параллели по каждой возрастной категории, то можно составить целый список изменений и посвятить этому отдельный разговор. Какие-то из них вызывают тревогу и у родителей, и у специалистов, работающих с детьми, а какие-то, наоборот, радуют.

Сегодня мы живем в цифровом мире, и это, безусловно, влияет на развитие личности ребенка. Еще сильнее на него влияют отношения с родителями и атмосфера в семье. Но так было и раньше, просто сегодня родителям гораздо сложнее сформировать и сохранить доверительные отношения с детьми.

В целом, в современных детях хорошо развиты навыки потребления, прежде всего, интересующей их информации, и недостаточно развиты навыки эмоционального интеллекта, социальных коммуникаций, критического мышления и понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Отдельно хочу сказать о современных подростках. Я вижу в них массу положительных качеств – это открытые, эмоциональные, практичные, целеустремленные люди. Вопрос только в том, какие взрослые рядом с ними. От этого обстоятельства существенно зависит то, в какую сторону будет в дальнейшем направлено развитие лучших качеств юного человека.

– В качестве детского омбудсмена Приморья вы работаете уже 1,5 года. Расскажите, пожалуйста, за это время в каких ситуациях вы смогли восстановить нарушенные права детей?

– Этих ситуаций много, все они связаны с конкретными обращениями граждан к уполномоченному по правам ребенка. Установление опеки, жилищные права, право на социальные выплаты, образование, прекращение травли в школьном коллективе, помощь в лекарственном обеспечении и лечении, возвращение детей в семью, восстановление статуса многодетной семьи, помощь в получении паспорта ребенка-инвалида, не имеющего возможности передвигаться, изменение знаков дорожного движения в непосредственной близости от школы и детского сада и многое другое.

– Сколько обращений за это время поступило? Каких больше всего? Какие проблемы в сфере защиты прав детей вы считаете наиболее актуальными?

– В 2020 году мы внимательно отработали каждое из 505 обращений граждан. В 2021 году количество обращений выросло, почти вдвое. К 25 мая аппарат уполномоченного разбирался в обстоятельствах по 325 обращениям граждан. Тематика разная, практически каждый аспект жизни ребенка может быть предметом рассмотрения по обращению – начиная от обстоятельств его рождения. Право на жизнь и охрану здоровья, жить и воспитываться в семье, образование, заниматься спортом и творчеством, жилье и алименты, отдых и занятость, право на судебную защиту. Отдельным пунктом в списке обращений вынесена защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Говоря о наиболее актуальных вопросах – для меня и моих коллег в аппарате уполномоченного все проблемы, связанные с защитой прав детей, актуальны. Но особое наше внимание и экстренность в принятии мер вызывают, конечно, ситуации, в которых жизнь и здоровье ребенка подвергаются риску.

В 2020 году по инициативе уполномоченного организованы новые каналы коммуникации. Обращения от граждан принимались не только по электронной почте, телефону, в ходе личного приема, но и с помощью вновь открытых аккаунтов в социальных сетях InstagramFacebook, а также с помощь «горячей линии», открытой в мессенджере WhatsApp по телефону: 8-950-295-21-10.

Как я уже говорила, в 2020 году в аппарат уполномоченного поступило 505 обращений, из них 105 устных. Было принято 97 граждан, из них 76  лично мной.

Жители Приморского края обращались по вопросам защиты прав детей в различных сферах жизнедеятельности. Самое большое количество обращений – 114 – связано с вопросами реализации права каждого ребенка на образование. Наиболее распространенными проблемами в этой сфере являются: получение путевок в дошкольные образовательные организации, тема школьных поборов и участившиеся случаи буллинга в школах.

На втором месте по упоминаемости в обращениях граждан – вопросы реализации права жить и воспитываться в семье. Таких запросов было 83 в прошлом году. На третьем месте – сфера социального обеспечения, 70 обращений.

– Вы вступили в должность уполномоченного уже в период коронавируса, но вот если сравнить обращения до эпидемии и сейчас, поменялся ли вектор проблем?

– Как я уже говорила, если проанализировать все поступившие к этому времени обращения, то можно заметить, что пока тематика остается прежней: лидируют обращения по вопросу реализации права несовершеннолетних на образование.

Но, если проанализировать, например, все обращения по этой теме, то можно однозначно сказать – вопросы неурегулированных школьных конфликтов, травли и ее последствий вышла на первое место. Это очень тревожная ситуация, поскольку любой конфликт, в котором стороны не пришли к примирению, грозит потенциально неблагоприятными последствиями. Буллинг и его последствия – еще более травмирующая детскую психику ситуация.

В 2020 году из 114 обращений, связанных с вопросами реализации и соблюдения права ребенка на образование, лишь 16 были связаны с темой конфликтов или травли. В 2021 году, а мы еще не достигли середины года, этих обращений уже 48.

– Сегодня мы отмечаем Международный день защиты детей. А от чего, на ваш взгляд, нужно защищать ребенка в современном мире?

– Все проблемы детей и все беды, в которых они оказываются, так или иначе, связаны с деятельностью или бездеятельностью взрослых. К сожалению, это относится и к тем, кто в первую очередь должен защищать интересы своего ребенка, воспитывать его и готовить его к самым разным жизненным ситуациям – я говорю о родителях или законных представителях детей. Вторая составляющая, в которой требуются системные усилия всего общества по защите детей, – создание безопасной среды для их жизнедеятельности. Это одинаково справедливо и по отношению к тому, какая атмосфера окружает ребенка в семье, в учреждениях образования, в окружающем их городском или сельском пространстве.

– Вы уже затронули тему буллинга – сейчас она вновь на повестке дня. Как вы считаете, что становится катализатором в травле ребенка другими детьми и как можно уберечь маленьких жителей региона от этого явления?

– Катализатором всегда выступает молчаливое согласие окружающих. Как взрослых, так и сверстников. А вот поводом для травли может стать все, что угодно: особенности здоровья, внешности, характера, развития, конфликт, который произошел когда-то. Иногда поводом выступает нежелание педагога работать с трудным или неудобным для него учеником или воспитанником. Уберечь ребенка от травли нельзя. Можно только изменить собственное отношение к этому процессу и научить своих детей неприемлемости развития такого сценария. Даже если вы не участвуете в травле одного человека группой других, а просто знаете об этом и молчите – вы содействуете и продолжаете этот процесс. Вы – кислород, который поддерживает процесс горения. Сказать: «Нет, это подло, и я в этом не участвую!» – это минимум, который стоит сделать.

– Куда дети могут обращаться в подобных случаях?

– Прежде всего, надо запомнить номер Единого телефона доверия, позвонив по которому, вы точно получите ответ на вопрос «Что делать, если…?», – 8-800-2000-122. Это федеральная линия, бесплатная, анонимная, круглосуточная и конфиденциальная.

Второй телефон: 8 (423) 207-70-75, – это номер кризисно-адаптационного центра «Мир ребенка». Здесь тоже работают психологи, они ответят на любой вопрос о кризисной или тревожной ситуации, подскажут, что делать дальше.

Номер горячей WhatsApp-линии уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае, на которую можно направить текстовое, голосовое или видеосообщение, – 8-950-295-21-10.

Что делать, если вы или ваши дети стали свидетелями травли ученика в школе? Необходимо незамедлительно сообщить об этом директору образовательной организации, в которой происходит этот процесс, и попросить его вмешаться. Крайне важно, чтобы к решению этой ситуации была привлечена служба школьной медиации или служба школьного примирения. Такие службы должны работать в каждой школе, а родители и ученики должны знать, что эта служба создана для обеспечения безопасной и здоровой психологической обстановке в образовательном учреждении.

– Не можем не затронуть в день защиты детей вопрос безопасности, в том числе в образовательных учреждениях. Последние события в Казани вновь поднимают этот вопрос. Какие предложения есть по решению этой проблемы?

– Трагедия в Казани потребовала от органов исполнительной власти и местного самоуправления Приморского края корректировки действий и принятия дополнительных мер, которые позволили бы сконцентрировать общие усилия для обеспечения антитеррористической защищенности объектов сферы образования и здравоохранения. Губернатор Приморского края Олег Николаевич Кожемяко дал соответствующие поручения. В комплексе мер – не только проверки состояния объектов, их соответствия требованиям, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации. В качестве дополнительных мероприятий предусмотрены и работа по изучению морально-психологического климата в классах, и размещение социальных видео- и аудиороликов о недопустимости детского насилия и агрессии, и размещение информационных материалов по профилактике возникновения экстренных ситуаций в организация образования.

– И в завершение нашей с вами беседы. Одна из целей праздника – это признание и соблюдение прав и свобод детей не только государством, но и родителями. Какие советы вы могли бы дать мамам и папам, чтобы ребенок в семье чувствовал себя комфортно?

– Принять тот факт, что рядом с вами живет и развивается личность, имеющая равное с вами право на принятие, уважение, понимание и любовь.

Второй совет – научиться разговаривать с ребенком, какого бы возраста он ни был, не только с позиции ментора, учителя и судьи, но и друга.

Третий совет – понимать, что любить ребенка, это значит не только потакать ему и его желаниям, но и формировать в нем границы дозволенного и недозволенного, правильного и неправильного, опасного и безопасного.

Четвертый – самим соответствовать тем требованиям, которые вы предъявляете ребенку, не допуская наличие двойных стандартов.

Я искренне желаю мира, благополучия, любви и взаимного уважения каждой семье, в которой растут дети! Пусть они видят рядом с собой счастливых родителей!

© 2024. АГО Спасск-Дальний
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Соглашение на обработку данных и использование Cookie
Согласен