Прокуратура
Правительством РФ установлены случаи, при которых допускается выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом
По общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.
Однако законодателем предусмотрено одно исключение из общих требований. Теперь в случае, если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. При этом оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2023 № 1001 с соответствующими изменениями вступило в законную силу 28 июня 2023 года.
Права предпринимателей при проведении внеплановых контрольных мероприятий
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской федерации», который предусмотрел новые виды проверочных мероприятий и основания их проведения, а также закрепил права и обязанности контролируемых лиц и контрольных (надзорных) органов.
Права контролируемых лиц отражены в ст. 36 Федерального закона № 248-ФЗ.
Так, контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:
1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
2) получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
3) получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;
5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
Целью государственного контроля (надзора) прежде всего является не выявление и пресечение нарушений, а минимизация рисков, что может быть достигнуто посредством не только наказания нарушителей, но и проведения соответствующих профилактических мероприятий, предусмотренных разделом IV Федерального закона № 248-ФЗ.
Субъекты предпринимательской деятельности имеют право на проведение профилактического визита. В случае, если предприниматель включён в план проверок на 2023 год, он имеет право заменить плановое мероприятие на проведение профилактического визита. Для этого необходимо направить в органы контроля (надзора) ходатайство о проведении профилактического визита не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.
При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Порядок и сроки обжалования судебных актов, вступивших в законную силу по гражданскому делу
Судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в кассационном порядке.
Порядок и сроки подачи кассационных жалоб установлены главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Обращение в суд кассационной инстанции для обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений возможно, если исчерпаны иные установленные законом способы обжалования судебных постановлений.
Под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке. При этом иные способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по существу и вынесено апелляционное определение с указанием мотивов согласия или несогласия с суждениями суда первой инстанции.
Кассационная жалоба подается в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и должна в обязательном порядке содержать следующие сведения: наименование суда, куда подается жалоба; наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле; наименования иных лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес; наименования судебных органов, рассматривавших дело по первой и (или) апелляционной инстанции, и существо принятых ими решений; номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на обжалуемый судебный акт; указание на основания, по которым обжалуются судебные постановления, с приведением доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела; просьбу лица, подающего кассационную жалобу; перечень прилагаемых к жалобе документов.
Если кассационную жалобу подает лицо, не принимавшее участия в деле, должно быть также указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем (с приложением доверенности или другого документа, удостоверяющего полномочия представителя).
К кассационной жалобе прилагаются: 1) документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий этих кассационных жалобы, представления и приложенных к ним документов, если копии у них отсутствуют; 2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера или о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты.
При несоблюдении вышеуказанных требований кассационная жалоба оставляется судом без движения.
В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении об оставлении кассационной жалобы без движения, судья возвращает жалобу.
Срок подачи кассационной жалобы составляет три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Указанный трехмесячный срок начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При этом объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения не продлевают дату его вступления в законную силу.
При исчислении трехмесячного срока необходимо иметь в виду, что время рассмотрения кассационной жалобы в суде кассационной инстанции не учитывается. Вместе с тем, если кассационная жалоба была возвращена без рассмотрения, то время, в течение которого решался вопрос о возвращении жалобы, не подлежит исключению при подсчете трехмесячного срока.
Срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен судьей соответствующего суда кассационной инстанции.
Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы, рассматривается судьей без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья выносит определение о восстановлении пропущенного срока или об отказе в его восстановлении. Данное определение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения.
Пропущенный срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен только в исключительных случаях, если суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной жалобы, и эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу, а для лица, не привлеченного к участию в деле, данный срок исчисляется с даты, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав и законных интересов обжалуемым судебным постановлением.
К уважительным причинам могут быть отнесены обстоятельства, объективно препятствующие совершению заявителем соответствующих процессуальных действий (например, чрезвычайные ситуации и происшествия: наводнение, пожар, землетрясение, эпидемия и т.п.).
В отношении физических лиц уважительными причинами могут быть признаны как обстоятельства, относящиеся к личности заявителя (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.), семейные обстоятельства (смерть или тяжелое заболевание членов семьи и близких родственников, иные ситуации, требующие личного участия заявителя), так и иные обстоятельства, если они исключали либо существенно затрудняли подачу кассационной жалобы в установленные законом сроки.
Ответственность несовершеннолетнего за причинение вреда
По общим правилам способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия; то есть по достижению восемнадцатилетнего возраста.
Несмотря на это, ответственность лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, может возникать значительно раньше.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся непосредственным причинителем вреда.
Предусмотрено два вида ответственности несовершеннолетних за причиненный ими вред: в возрасте до 14 лет и в возрасте с 14 до 18 лет.
Так, за вред, причиненный подростком, не достигшим 14 лет (малолетним), ответственность несут его родители (усыновители) или опекуны.
Если малолетний находился под надзором организации, учреждения, ответственность за вред, причиненный малолетним, несут указанные образовательные организации (школы, дошкольные образовательные учреждения), медицинские организации (больницы, санатории), организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты), в которые несовершеннолетний был помещен под надзор).
Данные лица освобождаются от обязанности возмещения вреда, причиненного малолетним в случае, если докажут, что вред причинен не по их вине.
Образовательные, медицинские и иные организации, где малолетний временно находился, а также лицо, осуществляющее над ним надзор на основании договора, отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда.
При достижении малолетним совершеннолетия обязанность родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, медицинских или иных организаций по возмещению вреда, причиненного малолетним, будет сохраняться.
С учетом имущественного положения потерпевшего и непосредственного причинителя вреда, достигшего полной дееспособности (18 лет), суд может принять решение о взыскании с него причиненного им вреда в случае, если родители (усыновители), опекуны умерли или не имеют достаточных средств для его возмещения.
Обязанность возмещения вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, возложена на самого несовершеннолетнего.
Родители (усыновители) или попечители возмещают причиненный несовершеннолетним вред полностью или в недостающей части только в случае отсутствия у несовершеннолетнего доходов либо имущества.
Если несовершеннолетний находился под надзором организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответственность за вред в случае отсутствия средств у несовершеннолетнего несет данное учреждение.
На указанных лицах лежит обязанность доказать, что вред причинен не по их вине.
Родители (усыновители), опекуны, попечители, а также организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую несовершеннолетний был помешен под надзор, отвечают за вред, причиненный несовершеннолетним, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.).
Данная обязанность прекращается по достижению подростком совершеннолетнего возрасти либо в случае, когда до совершеннолетия у него появились доходы или иное имущество, достаточное для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
Дееспособность несовершеннолетними может приобретаться по достижению 16-летнего возраста и объявлению его дееспособным. Например, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, с согласия родителей усыновителей, попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Такое решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителя, попечителя, либо при отсутствии согласия — по решению суда.
Родители, усыновители и попечители не несут ответственность по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего вследствие причинения вреда.
Независимо от того проживают родители совместно с детьми или отдельно, они в равной степени несут ответственность за вред, причиненный их детьми.
Основанием освобождения родителя, отдельно проживающего от детей, является невозможность осуществления своих прав и обязанностей по их воспитанию по вине другого родителя либо в силу объективных причин, к которым можно отнести его длительную болезнь.
Родители, лишенные родительских прав, в течение трех лет после принятия судом такого решения могут быть привлечены к обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетними детьми, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей.
- Об изменениях в Земельный кодекс Российской Федерации
- Нужен ли школе ЧОП?
- Медиация как альтернатива судебному разбирательству
- 1 августа 2023 года в 10.00 исполняющий обязанности Приморского транспортного прокурора Исаев Вадим Николаевич проведет личный прием предпринимателей в рамках «Всероссийского дня приема предпринимателей».