Совет Федерации принял федеральные законы «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («лесная амнистия») и «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроекты представила заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко.
Закон о «лесной амнистии»
Что нужно знать о «лесной амнистии».
Закон о «лесной амнистии» направлен на устранение противоречий государственных реестров, а именно: Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра. Возникновение данных противоречий во многом связаны с существовавшим более 10 лет упрощенным регулированием отношений по оформлению прав на лесные участки.
Так к примеру, если гражданину, чтобы оформить права на землю, например, для строительства дома, требовалось провести межевание, то есть установить границы своего участка, поставить такой земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать права, то лесникам для оформления прав на лесные участки достаточно было на основании данных лесоустройства подготовить упрощенное (без точных границ) описание лесного участка. Такой лесной участок попадал в кадастр как ранее учтенный, не взирая на отсутствие точных границ и возможные наложения на другие лесные или земельные участки иных категорий земель.
Такая ситуация привела к многократному превышению площади лесных земель над площадью ряда субъектов Российской Федерации. В частности, в 12 субъектах Российской Федерации (например, Иркутская область, Красноярский край, Магаданская область, Республика Карелия и Приморский край) площадь учтенного в кадастре леса больше площади субъектов на 79 млн га.
Закон содержит правила исправления такой ситуации, а также запрет на дальнейшее дублирование сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
Положения закона о «лесной амнистии» в первую очередь преследуют целью защиту прав граждан на объекты недвижимости, как-то: индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды, которые в связи с различными проблемами в учетных и регистрационных государственных системах оказались в лесном фонде. До принятия данного закона гражданин фактически лишался своего законного права собственности, подтвержденного государством, без какой-либо компенсации. В результате на основании судебных решений, принятых по искам органов лесного хозяйства, осуществлялся снос жилых домов, выселение из них граждан, освобождение садовых, огородных и дачных участков, аннулирование прав на них.
В то же время закон о «лесной амнистии» не исключает существующие механизмы сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий и «зеленых щитов», то есть территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность, а также предусматривает и новый обязательный алгоритм действий для Рослесхоза по работе со случаями, когда земли граждан и организаций на бумаге оказались в лесном фонде. В частности, Рослесхоз после получения соответствующей информации о пересечении границ земельных участков с лесным фондом обязан не только дать оценку сложившейся ситуации, но и в случае выявления противоправных действий в течение трех месяцев обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации.
По официальной статистике на территории Российской Федерации насчитывается более 377 тысяч земельных участков, которые имеют подтвержденные пересечения с землями лесного фонда. Но с учетом того, что большинство лесных участков не имеет точно установленных границ и примерно у половины иных участков нет точных границ, то число «скрытых» пересечений по расчетам может достигать 2 млн. Таким образом, проблема, решенная данным законом, затрагивает значительное количество граждан Российской Федерации, в том числе и жителей Приморского края, а сам закон спасает их от возможного лишения собственности.
Кроме того, положения нового закона направлены и на решение проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде. Закон «о лесной амнистии» вводит механизмы, заставляющие власть заняться этими территориями, придать им статус полноценных населенных пунктов, развивать инфраструктуру, обеспечить нормальные условия жизни населения.
Следует обратить внимание и на то, что согласно закону, если в соответствии с лесным реестром участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН и правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами — к иной категории земель, принадлежность участка будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право гражданина на землю. Эти правила будут применяться в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В случае противоречия между данными о принадлежности участка к определенной категории в ЕГРН и данными, указанными в правоустанавливающих документах, участок по заявлению правообладателя будет отнесен к категории, определенной в правоустанавливающем документе, если он был получен до дня вступления в силу закона.
Документ также предусматривает исключение из лесного реестра сведений о лесных участках, если сведения о них не внесены в ЕГРН, их границы пересекают границы иных лесных или земельных участков и при этом в отношении участков не действует договор аренды.
Федеральный закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд
Федеральный закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, разработанный в соответствии с указанием Президента Российской Федерации, вносит существенные изменения в деятельность садоводов, огородных объединений граждан, наводит порядок в их организации: определяет организационно-правовую форму товариществ, созданных садоводами или огородниками, устанавливает контроль за их руководящими органами, определяет правила распоряжения имуществом общего пользования и уплаты взносов, разграничивает объекты, которые будет разрешено возводить на том или ином участке. а также новые правила регулирования отношений между товариществами и лицами, не являющимися их членами.
В части последнего закон исключает предусмотренную на сегодняшний день процедуру заключения с лицами, которые не являются членами садовых товариществ, договора на пользование объектами инфраструктуры, но в тоже время предусматривает достаточно простые и понятные правила определения размера платы, которую им нужно осуществлять за содержание общего имущества. Помимо этого, отдельными льготными категориями граждан станет доступна возможность получения садовых и огородных земельных участков.
Отдельно следует отметить решение вопроса упрощенного порядка лицензирования скважин, предназначенных для централизованного водоснабжения товариществ. До 1 января 2020 года такое лицензирование осуществлять не обязательно. При этом с 1 января 2019 года устанавливается упрощенный порядок получения таких лицензий, который по сути сводится к подаче товариществом заявления в уполномоченный орган.
Управление Росреестра по Приморскому краю обращает внимание на то, что закон разработан с целью разрешения давно назревших проблем садоводов. Новый закон расширяет возможности по использованию садоводами своих участков, защищает их права в отношениях с самими товариществами, другими организациями и органами публичной власти. Кроме того, закон устраняет правовые коллизии и неопределенности в действующем законодательстве, которые в настоящее время содержатся в законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и других федеральных законов.
Закон о «лесной амнистии»
Что нужно знать о «лесной амнистии».
Закон о «лесной амнистии» направлен на устранение противоречий государственных реестров, а именно: Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра. Возникновение данных противоречий во многом связаны с существовавшим более 10 лет упрощенным регулированием отношений по оформлению прав на лесные участки.
Так к примеру, если гражданину, чтобы оформить права на землю, например, для строительства дома, требовалось провести межевание, то есть установить границы своего участка, поставить такой земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать права, то лесникам для оформления прав на лесные участки достаточно было на основании данных лесоустройства подготовить упрощенное (без точных границ) описание лесного участка. Такой лесной участок попадал в кадастр как ранее учтенный, не взирая на отсутствие точных границ и возможные наложения на другие лесные или земельные участки иных категорий земель.
Такая ситуация привела к многократному превышению площади лесных земель над площадью ряда субъектов Российской Федерации. В частности, в 12 субъектах Российской Федерации (например, Иркутская область, Красноярский край, Магаданская область, Республика Карелия и Приморский край) площадь учтенного в кадастре леса больше площади субъектов на 79 млн га.
Закон содержит правила исправления такой ситуации, а также запрет на дальнейшее дублирование сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
Положения закона о «лесной амнистии» в первую очередь преследуют целью защиту прав граждан на объекты недвижимости, как-то: индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды, которые в связи с различными проблемами в учетных и регистрационных государственных системах оказались в лесном фонде. До принятия данного закона гражданин фактически лишался своего законного права собственности, подтвержденного государством, без какой-либо компенсации. В результате на основании судебных решений, принятых по искам органов лесного хозяйства, осуществлялся снос жилых домов, выселение из них граждан, освобождение садовых, огородных и дачных участков, аннулирование прав на них.
В то же время закон о «лесной амнистии» не исключает существующие механизмы сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий и «зеленых щитов», то есть территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность, а также предусматривает и новый обязательный алгоритм действий для Рослесхоза по работе со случаями, когда земли граждан и организаций на бумаге оказались в лесном фонде. В частности, Рослесхоз после получения соответствующей информации о пересечении границ земельных участков с лесным фондом обязан не только дать оценку сложившейся ситуации, но и в случае выявления противоправных действий в течение трех месяцев обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации.
По официальной статистике на территории Российской Федерации насчитывается более 377 тысяч земельных участков, которые имеют подтвержденные пересечения с землями лесного фонда. Но с учетом того, что большинство лесных участков не имеет точно установленных границ и примерно у половины иных участков нет точных границ, то число «скрытых» пересечений по расчетам может достигать 2 млн. Таким образом, проблема, решенная данным законом, затрагивает значительное количество граждан Российской Федерации, в том числе и жителей Приморского края, а сам закон спасает их от возможного лишения собственности.
Кроме того, положения нового закона направлены и на решение проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде. Закон «о лесной амнистии» вводит механизмы, заставляющие власть заняться этими территориями, придать им статус полноценных населенных пунктов, развивать инфраструктуру, обеспечить нормальные условия жизни населения.
Следует обратить внимание и на то, что согласно закону, если в соответствии с лесным реестром участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН и правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами — к иной категории земель, принадлежность участка будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право гражданина на землю. Эти правила будут применяться в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В случае противоречия между данными о принадлежности участка к определенной категории в ЕГРН и данными, указанными в правоустанавливающих документах, участок по заявлению правообладателя будет отнесен к категории, определенной в правоустанавливающем документе, если он был получен до дня вступления в силу закона.
Документ также предусматривает исключение из лесного реестра сведений о лесных участках, если сведения о них не внесены в ЕГРН, их границы пересекают границы иных лесных или земельных участков и при этом в отношении участков не действует договор аренды.
Федеральный закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд
Федеральный закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, разработанный в соответствии с указанием Президента Российской Федерации, вносит существенные изменения в деятельность садоводов, огородных объединений граждан, наводит порядок в их организации: определяет организационно-правовую форму товариществ, созданных садоводами или огородниками, устанавливает контроль за их руководящими органами, определяет правила распоряжения имуществом общего пользования и уплаты взносов, разграничивает объекты, которые будет разрешено возводить на том или ином участке. а также новые правила регулирования отношений между товариществами и лицами, не являющимися их членами.
В части последнего закон исключает предусмотренную на сегодняшний день процедуру заключения с лицами, которые не являются членами садовых товариществ, договора на пользование объектами инфраструктуры, но в тоже время предусматривает достаточно простые и понятные правила определения размера платы, которую им нужно осуществлять за содержание общего имущества. Помимо этого, отдельными льготными категориями граждан станет доступна возможность получения садовых и огородных земельных участков.
Отдельно следует отметить решение вопроса упрощенного порядка лицензирования скважин, предназначенных для централизованного водоснабжения товариществ. До 1 января 2020 года такое лицензирование осуществлять не обязательно. При этом с 1 января 2019 года устанавливается упрощенный порядок получения таких лицензий, который по сути сводится к подаче товариществом заявления в уполномоченный орган.
Управление Росреестра по Приморскому краю обращает внимание на то, что закон разработан с целью разрешения давно назревших проблем садоводов. Новый закон расширяет возможности по использованию садоводами своих участков, защищает их права в отношениях с самими товариществами, другими организациями и органами публичной власти. Кроме того, закон устраняет правовые коллизии и неопределенности в действующем законодательстве, которые в настоящее время содержатся в законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и других федеральных законов.