Особенности формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов отельными заказчиками государственного оборонного заказа
В соответствии с действующим законодательством заказчиками государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) на сегодняшний день выступают не только Минобороны России, Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», но и федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие поставки продукции по ГОЗ.
На практике отдельные подразделения федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (ФСИН, МВД, МЧС, Росгвардия), осуществляющие функции государственных заказчиков ГОЗ, делегируют соответствующие полномочия своим территориальным подразделениям, расположенным в городах и районах края, а также подведомственным учреждениям.
Результаты надзорной деятельности показывают, что указанные категории государственных заказчиков испытывают сложности в формировании начальной (максимальной) цены государственных контрактов (далее – Н (М)ЦК), заключаемых в целях выполнения ГОЗ.
Принимая во внимание тот факт, что от правильного определения Н(М)ЦК зависит соблюдение ключевого принципа эффективности использования бюджетных средств, означающего необходимость достижения наилучших заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств, актуальным становится вопрос разъяснения норм права, регулирующих на сегодняшний день общественные отношения в данной сфере.
По общему правилу Н(М)ЦК в рамках ГОЗ формируется в порядке, определенном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), однако в отношении поставок вооружения, военной и специальной техники, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 976-р, применяется специальный порядок регулирования, закрепленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ».
Учитывая, что во втором случае правильность формирования Н(М)ЦК контролируется специальным уполномоченным органом – военным представительством Минобороны России, большинство ошибок при расчете Н(М)ЦК допускается государственными заказчиками при осуществлении закупок по ГОЗ продукции, не включенной в указанный перечень.
В силу положений ч.ч. 2, 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ для определения Н(М)ЦК в таких случаях приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который заключается в установлении цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Иные предусмотренные законом методы формирования Н(М)ЦК применяются в строго определенных случаях (ч.ч. 7-11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) и не носят распространенный характер.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены подробные методические рекомендации по применению методов определения Н(М)ЦК, которыми, к сожалению, государственные заказчика часто пренебрегают.
В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги, подлежащих закупке в рамках ГОЗ для определения Н(М)ЦК Минэкономразвития России рекомендует всегда осуществлять несколько процедур:
- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»);
- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет;
- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе:
- информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
- информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
- информация о котировках на электронных площадках;
- данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
- информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
- информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенная в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
- информация информационно-ценовых агентств. При этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен;
- иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.
Анализ результатов прокурорского надзора показывает, что государственные заказчики ГОЗ при формировании Н(М)ЦК, как правило, не пользуются указанным инструментарием и ограничиваются лишь получением коммерческих предложений от трех потенциальных контрагентов, зачастую не имеющих опыта соответствующих поставок.
Такая практика не отвечает требованиям закона, не позволяет эффективно расходовать бюджетные средства, а также соблюсти баланс интересов государственных заказчиков и исполнителей ГОЗ.
Кроме того, допускаются случаи: получения и использования коммерческих предложений от поставщиков, которые имеют общих руководителей, а следовательно являются аффилированными между собой; использования при расчете Н(М)ЦК коммерческих предложений ликвидированных организаций либо поставщиков, признанных в установленном порядке недобросовестными.
Такие действия чреваты для должностных лиц заказчика ГОЗ административной ответственностью, предусмотренной 7.29.1 КоАП РФ, а при наличии корыстной составляющей, крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства – уголовной ответственностью, предусмотренной ст.ст. 285.4, 286 УК РФ.